Праздники


Еврейский годовой цикл и еврейский календарь, соответственно, начинается осенью с месяца Тишрей (сентябрь - октябрь) праздником Рош ха – Шана (Новый Год), вслед за которым следует Йом Киппур (Судный День) – праздник, когда совершается «небесный суд» и на небесах «взвешиваются» все людские дела. 

Особое значение имеют три праздника, которые в библейские времена были связаны с паломничеством в Иерусалимский Храм (праздники Восхождения): весной отмечают Песах (праздник выхода из Египта), летом - Шавуот (Швуес – дарование Торы) и осенью - Суккот (в память о странствиях по пустыне). Законы их празднования были записаны в Торе. На Песах и Суккот быт еврейского семейства существенно перестраивается. Всю неделю Песаха действуют относящиеся только к этому празднику пищевые запреты: не едят хамец (квасной пищи), а также пользуются только специальной пасхальной посудой. Первый день Песаха отмечают трапезой (седером), во время которого читается Пасхальная Агада, повествующая об исходе из Египта. Во время седера на специальное блюдо выкладывается символический набор продуктов. Непременным и важным компонентом пасхальной трапезы является маца (опресноки), накрываемая пасхальной салфеткой-футляром с тремя отделениями, символизирующими три сословия еврейского народа - коэны, левиты, Израиль. 

На праздник Суккот строится сукка – временное жилище, которое должно напоминать шалаш или походный шатер. В них проходят семейные трапезы, принимают гостей и даже ночуют в течение праздничной недели. В книге Левит (23:39–43) содержится предписание, связанное с праздником Суккот: «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арба миним (букв. - «четыре вида»): этрог (вид цитрусовых), мирт, пальмовая ветвь и верба. Этрог, как самый редкий и дорогой атрибут праздника, хранили в специально украшенных сосудах.

Среди еврейских мистиков в XVI в. возник обычай каждый день Суккота символически приглашать поочередно в кущу одного из семи библейских персонажей — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Приходу этих «гостей» посвящена специальная декоративная табличка – ушпизин (в переводе с арамейского – «гости»), которой было принято украшать сукку.

Симхат Тора (радость Торы) - праздник, который отмечается в последний день Суккота. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл. 

Дети принимали самое активное участие в праздновании Симхат Торы: они приходили в синагогу и приносили раскрашенные флажки с изображениями библейских событий. На древко флажка крепилась горящая свеча и яблоко.

Зимой отмечается праздник Ханука в память о победе Маккавеев над греками, изгнании их из Храма и возобновлении Храмового служения. При этом, как повествует Талмуд, произошло чудо: в Храме был найден только один сосуд с освященным оливковым маслом (елеем) в количестве, достаточным лишь на один день горения. Тем не менее, чудесным образом масло из этого маленького сосуда горело восемь дней. Столько и празднуется Ханука. В честь Хануки зажигается ритуальный подсвечник, называемый ханукия. Ханукия имеет восемь светильников, которые последовательно зажигают в течение 8 дней, и дополнительный резервуар для масла (или свечи). Ханукии имеют разные формы в различных еврейских общинах, и их вид сформировался под влиянием местных традиций. В Восточной Европе и в России обычно пользовались серебряными и медными светильниками. Задняя стенка ханукии, как правило, напоминает архитектурный портал и часто украшается растительным орнаментом и изображением львов, оленей, орлов и даже павлинов. 

Каждую неделю отмечается праздник освящения субботыкидуш. Освящение каждой субботы начинается зажиганием свечей в субботних подсвечниках хозяйкой дома. Формы подсвечников были разными в разные эпохи, однако, как правило, подсвечники были парными. Во многих общинах было принято добавлять дополнительные субботние свечи в соответствии с числом детей в семье. В субботних ритуалах используют специальные бокалы для кидуша (благословения над вином) и особые хлеба – халы (для благословения над хлебом). На исходе субботы выполняется обряд хавдалы (отделения субботы от будней), во время которого возжигаются специально для этого обряда предназначенные крученые свечи. Кроме того, чтобы сохранить память о благоухании субботы, вдыхают аромат благовоний из особых сосудов бсамим (годес или худес - ароматницы, курильницы). Они имеют самую разнообразную форму – готических башенок, цветков, рыб или животных, и нередко представляют собой выдающиеся произведения еврейского народного искусства.

У евреев в разных регионах их проживания существовали также местные праздничные обычаи. Так, в Подольской губернии (Украина) к празднику Пурим пекли печатные пряники с разнообразными узорами. Они назывались пурим-бретл («пуримские дощечки»), так как оттиски на тесте производились специальными резными дощечками, образцы которых имеются в музейной экспозиции. 

Перейти в коллекцию

Панорама зала