Синагога и религиозная жизнь


Синагога (на греческом - «дом собрания», то же – бейт-кнесет на иврите) является центром еврейской религиозной и общественной жизни и в этом качестве выполняет самые различные функции. Это место для коллективной молитвы, чтения Торы и публичных проповедей, учреждение религиозного образования (поэтому синагога иногда называется на иврите бейт-мидраш - «дом учения», а на идише шул - школа). В синагогах собирался раввинский суд, устраивались свадьбы и даже существовали гостиницы для путешествующих евреев. Многие из этих функций синагог сохраняются и в наши дни.

Синагоги строились на земле, купленной у городских властей общиной или состоятельным человеком. Расположение, размеры и архитектура зданий синагог диктовались различными факторами. В тех регионах Восточной Европы, где еврейские общины играли важную роль в социальной и экономической  структуре городов, облик синагоги служил выражением богатства и высокого  статуса общины и был заметным элементом городской застройки.  

Центр молитвенного зала занимала бима (специальное возвышение, кафедра), вход на которую часто украшался декоративными вратами. С бимы трижды в неделю (в субботу, понедельник и четверг) и по праздникам читали Сефер Тору (Пятикнижие Моисеево).

Свиток Торы помещался в специальную нишу или шкаф - Арон Кодеш («Священный Шкаф»), символизирующий Ковчег Завета, в котором во времена существования Иерусалимского Храма хранились Скрижали Завета. 

Арон Кодеш является главным художественным элементом интерьера синагоги и находится на ее восточной стене. В Средние века в европейских синагогах ниши Арон Кодеша и шкаф получили оформление в виде готического (или ренессансного) портала. В более позднюю эпоху под влиянием эстетики барокко Арон Кодеш превращается в великолепное произведение прикладного искусства, по богатству форм, материалов и искусности работы не уступающее знаменитым резным иконостасам в церквях или алтарям в костёлах. Известны многоярусные Арон Кодеши, достигавшие 10 м в высоту. Каждый ярус таких сооружений имел особое значение, выражавшееся в архитектонике и символических мотивах его декора. Арон Кодеш был приподнят относительно уровня пола, к нему вел ряд ступеней, воплощающих метафору «восхождения» к Торе. Первый нижний ярус, в котором помещалась ниша для Свитка Торы, был украшен вратами с цитатой из молитвы Судного Дня: «Отец Небесный открыл врата небесные для молитвы». «Врата» были прикрыты парохетом (занавесом) и капоретом (покрывалом), перечисленными в Писании как элементы убранства Скинии Завета. Декоративные мотивы второго яруса символизировали «Святая Святых» – место пребывания Ковчега в Скинии и в Храме Соломона. Здесь обычно изображались Скрижали Завета, которые поддерживали две позолоченные птицы, восходящие, вероятно, к образу двух керувов (херувимов), осенявших крыльями Ковчег. Композицию дополняли две руки, символизирующие ритуальный жест благословения Народа Израиля Первосвященником в Храме. Потомки Первосвященника, коэны, до сих пор продолжают этим жестом благословлять народ  во время синагогальной службы. Два первых яруса с обеих сторон обычно украшались еще своеобразными «крыльями», представлявшими собой замысловатую резную решетку в виде переплетенных ветвей с цветами и плодами, на которых располагались олени, птицы и львы – творения Всевышнего, находившиеся в райском саду. В архитектонике и мотивах третьего яруса, завершавшем всю композицию Арон Кодеша, отражались мистические мессианские настроения восточноевропейского еврейства того времени. В третьем ярусе помещалось скульптурное изображение орла (одноглавого или двуглавого), которое, однако, в синагоге не имело прямого значения государственной символики тех империй, где жили евреи. 

Заимствуя символы власти земной, евреи переосмысливали их по-своему: неслучайно на груди орла был вырезан «Тетраграмматон» – четырёхбуквенное имя Бога, которое нельзя было произносить, или же слова Кетер Тора («Корона Торы»). Воздавая царские почести Торе, евреи и имперского орла превращали в метафору власти небесной, власти Всевышнего, Царя царей. Смысл этой метафоры подчеркивали трубящие в шофары (трубы из рога, чей звук возвещает Страшный Суд и приход Мессии) грифоны, расположенные в третьем ярусе под орлом и символизирующие архангелов, предстоящих у Божественного Трона.

Арон Кодеши, как и другие элементы декора интерьера синагог, не только воплощали в символической форме систему религиозных верований и мистические идеи, но и демонстрировали высокое искусство и эстетическое чувство еврейских мастеров, в совершенстве владевших разнообразными техниками резьбы по дереву, золочения и настенной живописи. Это искусство, которое возникло в Восточной Европе более 250 лет назад, было живо и развивалось там вплоть до Второй мировой войны.

Для изготовления парохета использовались самые дорогие ткани, золотое и серебряное шитьё, а главными мотивами украшений служили изображения предметов Скинии Завета или Иерусалимского Храма. Особое распространение получил мотив храмового портала или витых колонок, которые символизировали колонны Яхин и Воаз, стоявшие у входа в Храм. Приношение в дар парохета синагоге было актом особого благочестия. Как правило, парохет посвящали кому-нибудь из умерших родственников, о чём сообщалось и в надписи на нем. Нередко парохеты были замечательными образцами прикладного искусства. Во многих синагогах Восточной Европы имелась целая коллекция парохетов, которые было принято менять по праздникам и субботам. 

Особое место в синагоге и еврейском традиционном доме отводится ритуальным светильникам. 

В синагоге рядом с Арон Кодешем помещается большая менора (светильник). Известны меноры, достигавшие почти 2 метров в высоту. Меноры отливались, как правило, из бронзы, а в исключительных случаях из серебра. Форма меноры была определена текстом Библейской заповеди, продиктованной Моисею при изготовлении Скинии Завета: этот светильник должен иметь семь ветвей, на которых укрепляются подсвечники в форме цветка или плода граната. 

В синагоге постоянно горел нер тамид (негасимая свеча) - маленький светильник, висевший слева от Арон Кодеша. Он служил напоминанием о Храмовом светильнике, огонь в котором постоянно поддерживали левиты - служители Храма, а в синагоге это входит в круг обязанностей шамаша (служки). 

Рукописный свиток Сефер Торы – главная святыня любой еврейской общины. Присутствие Свитка в синагоге сообщает ей сакральный (священный) характер, свидетельством чего может служить текст надписи над входом в молельный зал: «Это врата для Всевышнего, праведники войдут в них».

Сефер Тора символически связана со Скрижалями Завета, полученными Моисеем на горе Синай. Сефер Тора изготавливается и пишется вручную на пергаменте особым писцом - сойфером. Форма и материал (пергамент) свитка, текст, шрифт и орфография практически не изменялись на протяжении двух тысячелетий и были весьма строго регламентированы. Текст Пятикнижия разделён по числу недель в году на 52 главы, которые читаются в одно и то же время во всех еврейских общинах мира. Чтение Торы оканчивается в последний день осеннего праздника Суккот и отмечается как праздник - Симхат Тора (Радость Торы). В восточных общинах и общинах Кавказа свиток помещали в специальный футляр, как правило, изготовленный из дерева и украшенный серебром. Такой футляр называется куфса. Это слово происходит от латинского слова «капса» (коробка или футляр), знакомого русскоязычному человеку по слову «капсула». А в европейских общинах, в частности в Восточной Европе, было принято облачать Свиток Торы в матерчатый футляр, называемый на идише Тора мантл (мантия) или меиль на иврите

Торе воздаются царские почести, и все ритуальные предметы, связанные со Свитком Торы, имеют символическое значение царского одеяния: Тору мантл венчает Кетер Тора (Корона Торы). На мантию вешается Тора шилд (Щит Торы) – как правило, серебряный, часто искусной работы, на котором указывается недельная глава, читаемая в определенный день. Ко всем этим украшениям еще добавлялся яд (на иврите дословно – «рука») - специальная указка, позволяющая следить за строкой, не касаясь рукой Свитка Торы во время его чтения.

Тора уподобляется также Древу Жизни, и так называются стержни, на которые наматывается Свиток. Их венчают особые декоративные навершия - римоним (гранаты), так как именно они, согласно еврейской традиции, произрастают на Древе Жизни. 

В синагогальном ритуале использовался и ряд других предметов, непосредственно не связанных со Свитком Торы. К ним относятся ритуальные кружки для омовения рук перед трапезой (для всех евреев) и особые сосуды для омовения рук коэнов (потомков первосвященников) перед тем, как они благословляют по субботам и праздникам весь народ Израиля. Эта традиция воспроизводит один из элементов богослужения в Иерусалимском Храме. 

Символическое название - Кисе Илиягу (кресло пророка Илии) – имеет и стоящее в синагоге кресло для обряда обрезания. Считается, что пророк Илия незримо присутствует при каждом обряде. На кресле сидит сандак (посаженый отец), которому доверяют держать на руках восьмидневного младенца во время обрезания. Еврейская традиция символически связывает этот обряд с жертвоприношением Исаака, сына Авраама. Поэтому Кресло пророка Илии часто украшалось изображением соответствующего библейского эпизода.

Перейти в коллекцию

Панорама зала

Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player