Хорошей записи в новом году


Еврейские осенние праздники в произведениях декоративного искусства из собрания Музея истории евреев в России

04.09 – 30.09.2013
В выставочной галерее Еврейского музея и центра толерантности

Еврейский годовой цикл начинается осенью с месяца Тишрей (сентябрь – октябрь). К Новому году приобретают календари, которые определяют даты еврейских праздников и время зажигания субботних свечей в каждой конкретной местности. Эти календари, как правило, украшены причудливым орнаментом, изображениями животных, знаками Зодиака и содержат древние астрономические схемы и таблицы фаз луны.

Основных осенних праздников четыре: Рош ха-Шана (Новый год), Йом Киппур (Судный день), Суккот (праздник Кущей), и Симхат Тора («Радость Торы»). Они приурочены к окончанию сбора урожая, а также к началу периода дождей в пределах Земли Израиля.

Первые два праздника разделяет десять дней покаяния, называемые «дни трепета». Согласно еврейской традиции, отраженной в Вавилонском Талмуде, искреннее раскаяние помогает человеку прожить благополучно следующий год:
«…Три книги раскрываются в день Нового года: одна для неисправимых грешников, другая – для безупречных праведников, и третья – для обычных людей; праведники немедленно записываются и подписываются к жизни, грешники – немедленно к смерти, а судьба остальных остается нерешенной до Судного дня; если заслужили они [прощение] – запишут их к жизни, не заслужили – будут записаны к смерти»
(Талмуд, Трактат Рош ха-Шана, 16-б).
Поэтому в первый вечер Рош ха-Шана принято желать друг другу «хорошей записи» в наступающем году, а также быть вписанным в «Книгу жизни».

В целом, все обычаи этого праздника – это добрые пожелания на будущее, отражающие надежды на хороший, благополучный и счастливый год. С конца XIX века в еврейской среде в обиход вошли новогодние поздравительные открытки с изображениями обрядов и символов осенних праздников. Такие открытки было принято посылать в канун праздника всем близким и дальним знакомым. При этом пожелания хорошего нового года содержали также открытки, посвященные и другим праздникам осеннего цикла, таким как Суккот и Симхат Тора. Обычно они изображают различные моменты праздничных ритуалов в синагоге и в кругу семьи, содержат символику обновления, искупления, покаяния и прощения грехов, надежды на лучшую жизнь. В них также нашли отражение и события актуальной еврейской истории: эмиграция в Америку и сионистское освоение Земли Израиля. К осенним праздникам стали популярными особые объемные раскладные открытки-сувениры – сложные ажурные конструкции из множества элементов, воспроизводивших интерьер синагоги, праздничные и торжественные церемонии, и т.д. Изобразительные мотивы, заимствованные из европейской культуры – цветы, птицы, счастливые дети и т.п. – в еврейских объемных открытках нередко сочетаются с изображениями святых мест Земли Израиля и библейскими сюжетами.

Согласно иудейской традиции, Рош ха-Шана – день создания мира, на который пришлись и другие важные события еврейской истории, в частности, именно в этот день Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Фрагменты рассказа о жертвоприношении Исаака читают в синагогах на второй день Рош ха-Шана, а изображения связанного Исаака и барана, которого Авраам принес в жертву вместо сына, часто встречаются на предметах еврейского искусства, посвященных осенним праздникам. Десять дней покаяния и раскаяния, которые проходят между Новым годом и Судным днем, принято трубить в шофар из рога барана, что символизирует призыв к покаянию и напоминает о том, что баран был принесен в жертву вместо Исаака (Талмуд, трактат Рош ха-Шана, 10-б; 16-а).

Йом Киппур – это день, когда совершается «небесный суд» и окончательно «взвешиваются» все поступки человека. В этот праздник соблюдается строгий пост, мужчины идут в синагогу в белой одежде, киттеле, который используется и в погребальном обряде. Белый цвет означает очищение и обновление. Киттель перевязывается поясом с пряжкой, украшенной традиционными сюжетами жертвоприношения Исаака или изображениями козла отпущения, на которого в библейские времена переходили все грехи народа Израиля.

Литургические тексты на осенние праздники Рош ха-Шана и Йом Киппур собраны в особый молитвенник – махзор («цикл», иврит), который отличается от обычного молитвенника – сидура (букв. «приведение в порядок», иврит). Махзоры содержат текст о небесных вратах, открывающихся перед праведниками и грешниками в канун «дней трепета», чтобы была услышана молитва каждого. Поэтому такие тексты в средневековых рукописях часто были оформлены изображениями открытых врат. По ассоциации с таким молитвенником сконструирована и экспозиция выставки, разделы которой – «врата» - последовательно раскрываются перед посетителями.

Еще одним мотивом иллюстраций махзоров являются знаки Зодиака, которые связаны с определенными молитвами на конкретные дни осенних праздников. Знаки Зодиака использовались еврейскими мастерами не только в декоре рукописей, но и в росписях синагог, где они символизировали годовой цикл и двенадцать колен Израиля.

Осенние праздники с символикой обновления, искупления, покаяния и прощения грехов, надеждой на новый, благополучный год сменяются праздником нового урожая – Суккот, который длится семь дней. В последний день этого праздника в синагогах начинают молиться о дожде. На Суккот строится сукка («куща») – временное жилище, шалаш, напоминающее евреям исход из Египта, когда они жили в пустыне. Шалаши украшают фруктами и картинами, которые вешают на стены временного жилья. В кущах проводят семейные трапезы, принимают гостей и даже ночуют в течение праздничной недели. Библия так предписывает отмечать Суккот: «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней» (Лев. 23:39-43). В еврейской традиции эти растения называются «арба миним» («четыре вида», иврит). К ним относится этрог (вид цитрусовых), мирт, лулав (пальмовая ветвь) и верба. Лулав и этрог – одни из самых древних мотивов еврейского искусства, они встречаются в мозаиках синагог, на светильниках, надгробиях, в рукописных миниатюрах. Как правило, вместе с лулавом и этрогом изображается шофар – атрибут Рош ха-Шана и Йом Киппура. Он указывает на мессианские времена, когда звук рога возвестит о восстановлении Иерусалимского Храма со всеми храмовыми праздниками.

Растения «четырех видов» евреи старались приобрести перед праздником, чтобы участвовать в праздничном богослужении. В Восточную Европу их привозили из более жарких стран, и для участия в обряде требовались самые лучшие и отборные растения. Этрог, как самый редкий и дорогой атрибут праздника, хранили в специально украшенных сосудах.

С праздником Суккот также связан обычай, возникший в среде еврейских мистиков в XIII веке. В этот день было принято символически приглашать поочередно в сукку одного из семи библейских персонажей – Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Считается, что эти гости – провозвестники Мессии, который должен прийти именно во время праздника Суккот. Приходу «небесных гостей» посвящена специальная декоративная табличка – ушпизин («гости», арам.), которой было принято украшать шалаш. Со временем стало традицией приглашать в сукку обычных гостей и тех, кто не мог построить себе такого временного жилища.

После семи дней праздника Суккот, 22 тишрея, а в диаспоре еще на один день позже – 23 тишрея, отмечают последний осенний праздник Симхат Тора. В этот день завершается годичный цикл чтения Торы в синагоге, и сразу же начинается новый цикл. Из Арон-Кодеша в этот радостный праздник вынимают все имеющиеся свитки Торы, и с пением и танцами обносят свитки вокруг бимы – возвышения в центре синагоги, откуда читают Тору. Почти все присутствующие мужчины удостаиваются чести нести свиток в этот день. В этом празднике самое активное участие принимают дети – они приносят раскрашенные флажки с изображениями библейских событий и с ними в руках поют и танцуют вокруг бимы, подражая взрослым. В прошлом существовал обычай на древко флажка крепить горящую свечу и яблоко. Некоторым из таких флажков, которые можно увидеть на выставке, более ста лет и они чудом сохранились до наших дней.

Все предметы, связанные с праздниками осеннего цикла, объединяют повторяющиеся изобразительные мотивы: жертвоприношение Ицхака, знаки Зодиака, мессианская символика, которые выражают еврейские религиозные и национальные идеалы.

Все экспонаты выставки уникальны, и большинство из них никогда еще не экспонировалось ни в России, ни за рубежом. Выставкой «Хорошей записи в новом году» два музея продолжают совместный цикл художественных и образовательных проектов, направленных на популяризацию еврейской культуры, истории и искусства. 
 

Панорама зала

Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player