Страницы фронтового альбома


Новая экспозиция, которую представляет Музей истории евреев в России в дни Праздника Победы.

С 17 мая 2013 г.
В помещении Музея

«Фронтовой альбом» - это метафора. Все «фронтовые альбомы» составлены не на фронте, а много позже, после войны. В отличие от традиционных собраний семейных фотографий, интересных и понятных только в кругу близких родственников, эти фронтовые альбомы намеренно публичны. Они позволяют увидеть личность в контексте истории: такими они стали помимо воли своих авторов. Их владельцы заполняли страницы не только фотографиями, но и разнообразными документами: наградными листами, грамотами, письмами, юбилейными поздравлениями, вырезками из газет и журналов. Вместе с тем, у каждого альбома есть своё собственное лицо.

Представленные на выставке «фронтовые альбомы» принадлежат евреям, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны. Однако «еврейская национальность» авторов почти не выражена в альбомах. На это указывают разве что их имена и характерная внешность. Альбомы объединяет то, что их герои – фронтовики, часть единого советского народа определённой эпохи, народа-победителя. Каждый из таких альбомов не только портрет автора, но ещё и памятник фронтовым друзьям и однополчанам, живым и мёртвым. 

Первые пять – персональные, составленные самими фронтовиками. 

  • Альбом Михаила Ногинского – фронтовая биография героя. Неслучайно на первой странице – его автобиография, написанная от руки в конце сороковых, а дальше – грамоты за взятие европейских городов, подтверждающие его боевой путь. Альбом заполнен мелкими, будто в размер кадра на плёнке, и очень типичными для своего времени фотокарточками, такие вполне годились на справки и документы. На них представлен сам герой и его боевые товарищи.
  • Альбом Эммануила Шляпоберского устроен иначе. В нём много групповых фотографий и снимки самого Шляпоберского: учебка – фронт – отсылка в академию, фотографии солдат из его подразделения, и к каждой прикреплён лист с описанием. Вот геройски погибший еврей Лёва Белкин, а вот – русский Дюков и калмык Хураскин, два уникальных мастера -левши, тоже погибшие в бою. Шляпоберский – патриот своей страны (он пишет и печатает стихи о Родине и о воинской доблести), патриот своего города Ленинграда, своей семьи. На страницах альбома он поместил историю и фотографии своих двоюродных братьев Ржевских – фронтовых офицеров, а впоследствии известных ленинградских собирателей, подаривших свою коллекцию Русскому музею.
  • Страницы из альбома профессионального военного, полковника Петра Горелика, это буквально иллюстрация к его замечательной биографической книге «Служба и дружба». В его альбоме собраны самые разнообразные материалы. Здесь фронтовые фотографии самого Горелика и его друзей, в числе которых поэты-фронтовики Борис Слуцкий и Давид Самойлов, фотографии будущего тестя – биолога Павла Рафеса, тоже воевавшего и служившего в разведке на передовой, снимки дней Победы и фотографии дружеских пирушек. Отдельное место в альбоме занимают шесть фотоснимков, сделанных немецким офицером в 1941 г. в оккупированном белорусском местечке. В мае 1945 г. Горелик нашёл эти снимки в его доме в Германии. А открывает альбом фотография, снятая сразу после Победы, и ставшая своеобразным эпиграфом к нашей выставке: за столом, в немецком городке Барте под Берлином, празднуют победу три боевых офицера, евреи по национальности: генерал Новак, полковник Лепис и майор Горелик.
  • Совершенно иначе выглядят страницы фронтового альбома Михаила  Агульникова, одесского мальчишки, ставшего чемпионом Украины по боксу, мечтавшего уйти на фронт как и его отец, стать лётчиком, бить врага и осуществившего свою мечту. В годы войны он летал стрелком-радистом на штурмовиках, был чемпионом армии по боксу, капитаном армейской футбольной команды. Его альбом посвящён боевой юности, беззаветной дружбе, спортивным достижениям и обыденности подвига на войне.
  • Особое место среди принадлежит альбому с детскими рисунками, выполненными в 1943 г. детдомовцами. Детский дом №48 был эвакуирован из блокадного Ленинграда в село Веденичи Верещагинского района Пермской области. Позже в него попали и дети, эвакуированные из Белой Церкви на Украине. Дети фронтовиков – евреи, русские, татары, украинцы – нарисовали, как сражаются с фашистами их отцы, а одна из воспитательниц, Евгения Ивановна, оформила детские рисунки в виде альбома и сделала к нему обложку. Так он и сохранялся у одного из воспитанников детского дома Теодора (Анатолия) Виноградова, которому принадлежит часть рисунков в альбоме.

Другие пять фронтовых альбомов – тематические. Экспонаты в них обладают не меньшей достоверностью и подлинностью, но в отличие от персональных альбомов, они собраны авторами выставки. К фотографиям и документам в тематические альбомы добавлены предметы, имеющие непосредственную связь с героями фотографий и документов. Лётная амуниция Героя Советского Союза Абрека Баршта; портупея и кобура Героя Чехословакии комбата Александра Черненко; сабля, с которой участвовал в Параде победы Герой Советского Союза Григорий Гончар; скульптуры и рисунки замечательного питерского скульптора Льва Разумовского, блокадника, ушедшего на фронт из детского дома, потерявшего на фронте руку и ставшего, несмотря на это, скульптором; редчайшие предметы партизанского быта отрядов Полесья, в том числе и еврейских: это бытовая посуда, выплавленная еврейскими ремесленниками из алюминия сбитых немецких самолетов; обувь, холодное оружие и светильники, сделанные еврейскими мастерами-умельцами из подручных материалов. «Партизанский альбом» отличается от других: партизанская жизнь менее всего предполагала фотофиксацию. Этот альбом создан из фотографий евреев-партизан, героев, которые, как правило, не фигурируют в традиционных экспозициях, и тех редких и необычных для фронтовой экспозиции артефактов партизанской жизни, которые были собраны сразу после войны в Полесье бывшим командиром диверсионной группы Николаем Могильным. 

Дополняют выставку фриз из документальных фотографий и монитор с видеосюжетами. 

Фриз задаёт тему фотоальбома. Это фотографии бойцов, посланные родным и близким с фронта. Тексты с обратной стороны фотографий, в которых сохранены почерк и лексика авторов, мы воспроизвели рядом с изображением. Многие из этих людей имеют высокие воинские награды, многие – остались без них, хотя совершили не меньший подвиг. 

Все видеосюжеты на мониторе специально подготовлены для данной выставки. Авторы, многим из которых сейчас уже под 90, листают страницы своего старого фронтового альбома, и на наших глазах происходит метаморфоза: в памяти человека события семидесятилетней давности обретают пластичность и ясность, становятся живыми. 

Проект «Страницы фронтового альбома» открывает тематический цикл выставок в Музее истории евреев в России, посвящённых участию евреев в борьбе с фашизмом в Великой Отечественной войне. Эти выставки будут организованы в единую экспозицию, приуроченную к юбилею Великой Победы в 2015 году.

Музей выражает особую благодарность Санкт-Петербургской общественной организации евреев-инвалидов, ветеранов войны, и персонально ее руководителю Георгию Лернеру, а также всем ветеранам и членам их семей, передавшим свои архивы в коллекцию нашего Музея.  

Все фотографии, документы и экспонаты демонстрируются впервые, их оригиналы являются частью фондов Музея истории евреев в России.

Панорама зала

Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player