Московская община


Со второй половины XIX века Москва становится одним из важнейших центров культурной и общественно-политической жизни российского еврейства. Постоянное и значительное еврейское население образовалось в Москве в 1830-е гг., тогда же евреям был выделен участок для захоронений рядом с православным Дорогомиловским кладбищем. В конце 1860-х гг. этот участок был расширен, и евреи получили разрешение создать отдельное кладбище.

Еврейское население Москвы стало быстро расти в годы царствования Александра II (1855-1881). До 1856 года евреям, селившимся в Москве, было разрешено проживать только в Глебовском подворье в Зарядье, но после отмены этих ограничений евреи стали селиться в разных частях города. Крупные коммерсанты, представители интеллигенции предпочитали жить в Мясницкой, Арбатской, Сретенской и Тверской частях Москвы; отставные солдаты, мелкие ремесленники и торговцы селились в Лефортово, Пятницкой и Якиманской частях. В 1880-е гг. евреи, не имевшие права жительства в Москве, начали обосновываться в тогдашних московских пригородах – в Черкизово, Всехсвятском, Марьиной Роще, где легче было избежать полицейского контроля.

В 1865 году была организована московская еврейская религиозная община. Первыми казенными, т.е., назначенными государством, раввинами были в 1869-1892 гг. Шломо Минор (1826 -1900) и в 1893-1917 гг. раввин московской хоральной синагоги Яков Мазе (1859-1924), которые являлись также видными общественными деятелями и публицистами. В это время в Москве был создан также ряд еврейских благотворительных учреждений и религиозных училищ, а в 1891 году в Спасоглинищевском переулке была открыта нынешняя хоральная синагога

Значительную роль в экономическом и промышленном развитии России сыграли московские евреи - предприниматели и финансисты. В 1891 году они составляли 19% от общего числа московских купцов первой гильдии. В Москве была основана знаменитая чайная фирма «Высоцкий и Ко», страховое общество и банки Поляковых. В 1883 году Лазарь Поляков построил синагогу на Большой Бронной, которая существует и сегодня, хотя и в перестроенном виде. В 1891 году он финансировал и строительство Большой синагоги в Спасоглинищевском переулке. Видным деятелем московской еврейской общины и ее председателем был известный адвокат и меценат Владимир Гаркави (1846-1911), возглавлявший также Московское отделение «Общества для распространения просвещения среди евреев в России».  

В 1892 – начале 1893 года по повелению московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича из Москвы было выселено около 20 тысяч евреев, в числе которых был и художник Исаак Левитан (1860-1900). Об этих трагических событиях в истории московских евреев повествует брошюра публициста и врача Соломона Вермеля (1860-1940) «Московское изгнание», в названии которого прослеживается аналогия с изгнанием евреев из Испании (его 400-летний юбилей пришелся как раз на время выселения евреев из Москвы). 

В 1920-1930-е гг. еврейское население Москвы значительно увеличилось. С этого времени в Москве проживают крупнейшие деятели русской культуры и науки, писатели, режиссеры и художники еврейского происхождения. Москва приобретает первостепенной значение и в еврейской общественной и культурной деятельности: здесь состоялся первый спектакль театра «Габима», игравшего на иврите, и находился один из лучших театров на идише - Московский ГОСЕТ, а также издательства, редакции газет и руководящие органы общественных организаций.

В послевоенный период Москва остается одним из немногих мест в СССР, где продолжается легальная еврейская религиозная жизнь. В это время возрастает роль Московской еврейской религиозной общины, снабжавшей евреев в разных уголках Советского Союза мацой на Песах и религиозной литературой (еврейскими календарями и молитвенниками), которую разрешалось печатать только в Москве. Синагоги в Марьиной Роще и в Малаховке, а также иешива «Кол Яков», открытая в 1957 году при хоральной синагоге, стали очагами религиозного возрождения. В 1970-1980-е годы собрания около хоральной синагоги («на горке») еврейской молодежи, особенно на праздник Симхат Тора (радость Торы), стало способом демонстративного выражения причастности к еврейству.

И в наши дни Москва является важнейшим центром современного российского еврейства, здесь сосредоточено большинство общественно-культурных и религиозных организаций.

Перейти в коллекцию