Советский период


Период с октября 1917 по 1921 гг. – от захвата власти большевиками до конца Гражданской войны и начала «Новой экономической политики» (НЭП) – стал для евреев временем драматических потрясений, подорвавших основы еврейского традиционного экономического и социального уклада. Уже в 1918-1919 гг. было ликвидировано большинство существовавших прежде еврейских культурных и общественных организаций (общество еврейской народной музыки, еврейское литературно-художественное общество имени Переца и др.), были запрещены почти все еврейские партии и независимая еврейская печать. Вместо них были созданы контролируемые большевиками Еврейский комиссариат, а затем еврейские секции (евсекции) компартий, руководство которых образовали «коммунизированные» бывшие члены Бунда и других еврейских социалистических партий. Одним из ярких представителей такого типа политических деятелей был М. Рафес (1883-1942), объявление об антисионистском докладе и фотография которого находятся в экспозиции.  

Евсекции начали кампанию по борьбе с религией, в ходе которой были закрыты все хедеры и иешивы, а также многие синагоги. Одной из главных жертв их преследований стали сионисты, многие лидеры которых были арестованы. Иврит, являвшийся культурным знаменем сионизма, был объявлен «контрреволюционным языком» и запрещен. 

Особенно тяжело пришлось еврейским местечкам, пострадавшим от репрессивных мер «военного коммунизма» и кровавых погромов, которые устраивали все участники Гражданской войны, включая и солдат Красной армии.

Одна из особенностей этого периода состоит в участии евреев в обоих противоборствующих лагерях. Немалое число евреев состояли в партиях, оппозиционных большевикам. Были и те, кто принимал участие в белом движении, особенно на ранней стадии, когда его руководители не допускали антисемитской риторики и выступали против погромов. Евреев было немало и в рядах сторонников партии большевиков, и в руководящих органах нового советского государства. Но вопреки мифу о еврейском характере коммунистического правительства, число евреев в нем было не так велико. В этом убеждает экспонируемый плакат с фотографиями членов «рабоче-крестьянского правительства», изданный в 1922 году.  В его составе 21 человек, среди которых только три еврея – Лев Троцкий (1879-1940), Григорий Сокольников (1888-1939) и Лев Каменев (1883-1936). 

В период 1921-1941 гг. радикально меняется социальная структура еврейского населения, и возникают новые стереотипы бытового поведения и культурной ориентации, которые со временем все дальше уводят евреев от их традиционных корней. Это было связано как с общими тенденциями развития страны, так и с государственной политикой по отношению к евреям.

С середины 1920-х гг. по инициативе советского правительства и руководителей Евсекции начались широкомасштабные мероприятия по  привлечению евреев к сельскому хозяйству. Для централизованного руководства этими мероприятиями и для их финансирования в 1924-1925 гг. были созданы Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (КОМЗЕТ) и Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). С их помощью были созданы еврейские сельскохозяйственные колонии и колхозы в Крыму, на Украине и в Белоруссии, куда принимали даже «лишенцев» (категория лиц, лишенных по советскому законодательству избирательных и некоторых других гражданских прав - служители культа, торговцы, лица «без определенных занятий» и т.п.), процент которых среди евреев был особенно высок. ОЗЕТ проводил специальные лотереи по сбору средств на нужды  еврейских переселенцев. Для внедрения передовых сельскохозяйственных достижений ОЗЕТ сотрудничал с американской еврейской объединенной агрономической корпорацией «Агроджойнт».

Несмотря на то, что большинству переселенцев приходилось обучаться основам непривычного для них крестьянского труда, многие из еврейских колоний вскоре превратились в процветающие и прибыльные хозяйства. Однако после раскулачивания и сплошной коллективизации в начале 1930-х гг. ряд процветавших прежде хозяйств пришел в упадок, а многие колхозники были направлены в промышленность.

С конца 1920-х гг. началась отправка еврейских переселенцев в Биробиджан (Хабаровский край) для дальнейшего создания там еврейской «советской государственности». Предполагалось превратить евреев в «социалистическую нацию», так как, по мысли Сталина, собственная национальная территория является главным атрибутом «нормального» народа. В 1930 году территория Биробиджанской области была объявлена Еврейским автономным районом, в 1934 году получила статус Еврейской автономной области. «Биробиджанский проект» получил поддержку ряда заграничных еврейских организаций, враждебных сионизму, и привлек многих энтузиастов из разных стран мира, даже из Палестины. В Биробиджане были открыты еврейские школы, театр и библиотеки, основаны колхозы, на руководящие посты были назначены евреи.    

Социально-экономические изменения в еврейской среде в этот период нашли отражение также в массовой миграции евреев из разоренных местечек в крупные промышленные и столичные центры. В результате значительно выросла численность еврейского населения в таких городах, как Москва, Ленинград, Харьков и др. Высокий уровень образования евреев и отсутствие правовых ограничений открывал для них огромные возможности для интеграции в экономическую и культурную жизнь страны. С другой стороны, оказавшись в крупных городах, они отрывались от однородной еврейской среды, которая окружала их в местечках, утрачивали необходимость говорить на своем родном языке - идише, и усваивали язык общения и нормы жизни своих нееврейских соседей и коллег.

В начале 1930-х гг. были ликвидированы многие созданные уже в советское время еврейские общественные и культурные организации, предельно ограничено число еврейских газет. К этому времени в Ленинграде был закрыт и последний еврейский музей. Была распущена Евсекция, руководители которой были репрессированы в годы «большого террора» (1936-1938 гг.). В это время были уничтожены также некоторые видные функционеры Еврейской автономной области и деятели еврейской культуры. 

Одним из звеньев государственной политики, направленной на сокращение сферы еврейской культурной и общественной жизни и выхолащивания их национального содержания, стало закрытие в конце 1930-х гг. еврейских школ, техникумов и факультетов в советских вузах. 

В предвоенный период произошли изменения во внешней и внутренней политике СССР. После заключения в 1939 году Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова — Риббентропа) еврейское население страны увеличилось на 1,8 миллиона человек за счет присоединения новых территорий на Западе.

Великая Отечественная война стала трагической страницей в судьбе еврейского населения Советского Союза. Число жертв среди евреев во время войны составило 2,75 млн. человек, из которых 2,5 млн. – мирное население оккупированных территорий.

С августа 1941 года неоднократно проводились митинги представителей еврейского народа, на которых выступали с речами С. Михоэлс, И. Эренбург, Д. Бергельсон и другие видные деятели еврейской культуры. Они призывали «братьев-евреев во всем мире» прийти на помощь Советскому Союзу, и эти призывы были услышаны. 

В 1942 году был создан Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), чтобы влиять на международное общественное мнение и организовывать политическую и материальную поддержку борьбы СССР против Германии. 

В феврале 1943 г. на заседании ЕАК прозвучал потрясший всех доклад Михоэлса о судьбе евреев на территориях, освобожденных Красной армией. В своем докладе он также осудил распространение в стране антисемитских настроений под лозунгом «евреев никто не видел на фронте» и призвал довести до всех кругов советского общества достоверную информацию об участии евреев в военных действиях. Нельзя забывать, что большинство еврейского населения оставалось на оккупированных территориях, где планомерно осуществлялось его поголовное уничтожение. Но, несмотря на трудности сопротивления в условиях оккупации, в некоторых гетто (Вильнюс, Минск, Каунас) подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды. Уже в 1942-1943 гг. в Прибалтике, Белоруссии, Украине сражались приблизительно 25 000 евреев-партизан. Помимо этого, около полумиллиона евреев-мужчин находились в действующей армии, 140 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, а различными боевыми наградами отмечены более 160 000 евреев-участников войны. 

В послевоенный период, с 1946 по 1953 гг., отмечается рост национального самосознания советских евреев, вызванный осмыслением трагедии Холокоста и образованием государства Израиль в 1948 году. В это же время государственная внутренняя политика в отношении евреев принимает все более агрессивные формы и откровенно антисемитский характер. Замалчивались факты массового уничтожения мирного еврейского населения, а подготовленная Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом «Черная книга» об уничтожении советских евреев не была допущена к изданию. В ночь с 12 на 13 января 1948 года в Минске было организовано убийство Соломона Михоэлса, руководителя Московского ГОСЕТа и председателя Еврейского антифашистского комитета. Вскоре были арестованы и другие члены комитета, а также многие связанные с ним крупнейшие еврейские писатели, общественные деятели и ученые, обвиненные в антисоветской националистической деятельности. В 1949 году были закрыты еврейские театры, последние еврейские газеты и издательство. Все это происходило параллельно с набиравшей силу кампанией по «борьбе с безродными космополитами» как носителями вредных прозападнических настроений. Эта кампания имела антисемитскую подоплеку, так как ее жертвами в основном стали многие деятели русской культуры еврейского происхождения. В 1952 году были расстреляны члены Еврейского антифашистского комитета, и тем самым был совершен полный разгром еврейской культуры в СССР. Кроме того, было сфабриковано «дело врачей», обвиняемых в сознательном нанесении вреда здоровью руководителей партии и правительства. Большинство арестованных по этому «делу» были евреями, и этот факт подчеркивался официальной пропагандой, разжигая антисемитизм в обществе. 

Антиеврейские акции прекратились со смертью Сталина в 1953 году. Начавшаяся после этого эпоха «оттепели» пробудила надежды на либерализацию политики властей. Однако по отношению к евреям она имела двойственный характер. С одной стороны была снова разрешена еврейская культурная деятельность – выступления театральных коллективов на идише, концерты еврейской песни, а с 1961 года - издание журнала на идише «Советская родина» («Советиш геймланд»). С другой – усилились гонения на иудаизм, преследовались еврейские активисты. 

На мировоззрение следующего поколения советских евреев, выросших в относительно либеральные годы «оттепели», большое влияние оказали Шестидневная война 1967 года и усиление государственного антисемитизма в СССР, ставшего постоянным, хотя и скрытым, фактором внутренней политики. В это время в среде еврейской молодежи формируется национальное движение, которое выражается в росте интереса к еврейской истории, культуре и религии. Важнейшая роль в этом движении принадлежит «отказникам», которые  появились на рубеже 1960-1970-х гг. Советские власти всячески препятствовали любой эмиграции из СССР и в подавляющем большинстве случаев отказывали евреям в разрешении на выезд в Израиль. «Отказники» возглавили борьбу за право репатриации в Израиль. Они организовывали курсы изучения иврита, выпускали самиздатовские альманахи разной тематики, устраивали демонстрации и акции протеста. Деятельность отказников была тесно связана с диссидентским движением, так как борьба за право на выезд в Израиль была естественной частью борьбы за общие гражданские права. Многие «отказники» и наиболее активные деятели еврейского национального движения подвергались репрессиям – их сажали в тюрьмы или отправляли на принудительное лечение в психиатрические больницы. Деятельность «отказников» закончилась в годы «перестройки», от которой начинается отсчет новой эпохи в истории российских евреев. 

Перейти в коллекцию

Панорама зала

Get Adobe Flash player

Get Adobe Flash player