Театр


Отсчет истории еврейского профессионального театра начинается с октября 1876 года, когда выходец из Российской империи, довольно известный уже в то время поэт, писавший на идише, Авром Гольдфаден (1840-1908) на эстраде городского сада в Яссах поставил свои комедии, специально сочиненные для этого случая. Сыгравшие их два актера, Исроэл Гроднер (1841-1887) и Сухер Гольдштейн (ум. 1887), стали ядром первой стабильной еврейской труппы, где начали актерскую карьеру многие будущие «звезды» еврейской сцены.  В 1879 году по приглашению поклонников и меценатов Гольдфаден со своей труппой переехал в Одессу, которая надолго стала «столицей» еврейского театра. Антреприза Гольдфадена приобрела известность далеко за пределами Одессы. В 1880-1881 гг. его труппа гастролировала в Москве и Петербурге, где ее спектакли проходили при аншлаге и были положительно оценены столичной критикой. 

В эти годы и другие еврейские писатели, вдохновленные успехом Гольдфадена, создали собственные театральные труппы, выступавшие в разных городах и местечках черты оседлости. В 1883 году театральные представления на идише в Российской империи «конфиденциальным циркуляром ? 1746 МВД» от 17 августа по невыясненным до сих пор причинам были запрещены. Два десятилетия действия этого «циркуляра» (до начала 1905 года) вошли в историю еврейского театра в России как годы «театрального запрета». В это время многие еврейские актеры, антрепренеры и драматурги покинули Россию и продолжили свою театральную карьеру в Америке или перешли на русскую сцену. В России же сохранились странствующие театральные труппы, называвшие себя «немецко-еврейскими» и переезжавшие в поисках заработка с места на место. Однако, несмотря на все сложности, еврейский театр развивался и превратился в неотъемлемый элемент национальной культурной и общественной жизни. Уже в эти годы на еврейской сцене появились новые силы, которые позднее значительно повысили ее эстетический и содержательный уровень. В  это время в еврейских труппах в Варшаве начала играть Эстер-Рохл Каминская (1870-1925), вошедшая в историю еврейского и мирового театра как одна из величайших драматических актрис своего времени. Появились также профессиональные режиссеры, пытавшиеся перенести на еврейскую сцену современные методы европейских театральных постановок.

Вскоре после отмены «театрального запрета» еврейский театр смог преодолеть тот кризис, в котором он пребывал в ту эпоху. К национальному театру обратились лучшие еврейские писатели, как классики – Шолом-Алейхем и Перец, так и молодые литераторы, чьи произведения знаменовали собой утверждение модернистской эстетики в литературе и театре. Новая эстетическая ориентация в еврейском театре нашла свое выражение в варшавской «Литературной труппе» Э.Р. Каминской (основана в 1907 году) и «Еврейском художественном театре», созданном в 1909 году в Одессе  молодым писателем и драматургом Перецем Гиршбейном (1880-1948). 

Высочайших достижений еврейский театр в России достиг в 1920-1930-е гг.  В это время его художественное значение получило признание далеко за рамками еврейской среды, и он занял одно из ведущих мест в мировом сценическом искусстве. Режиссеры еврейских театров – Алексей Грановский (1890-1937), Эфраим Лойтер (1889-1963) и Михаил Рафальский (1889-1937?) – и такие актеры, как Соломон Михоэлс (1890-1948) и Вениамин Зускин (1899-1952), по праву считаются крупнейшими фигурами мирового театра 20 века.

О многообразии форм еврейского театра, о его популярности и соответствии самому широкому диапазону культурных и эстетических потребностей свидетельствуют выставленные в музее театральные плакаты и афиши, фотографии сцен из спектаклей различных еврейских театров. Одни из них были обращены к массовому зрителю с его непритязательным вкусом; на сцене других, как, например Московского ГОСЕТа, осуществлялись смелые сценические эксперименты в духе радикального театрального авангарда, которые могли оценить самые взыскательные критики.

В 1949-1950 гг. еврейские театры в СССР были ликвидированы в ходе разгрома еврейской культуры в последние годы правления Сталина. Еврейская культура в целом и театр, в частности, понесли невосполнимые утраты. Возникшие в конце 1950-х гг. еврейские театральные коллективы так и не смогли достичь былого художественного уровня и вернуть себе прежний блеск. 

Однако развитие еврейского театрального искусства продолжается и сегодня - благодаря театру «Габима». Как и театр на идише, «Габима» возникла в России, но, в отличие от них, была частью сионистского культурного проекта и играла на иврите. «Габима» была тесно связана с русской театральной культурой. Первым ее выступлением, принесшим ей славу, был «Диббук» по пьесе С. Ан-ского (псевдоним Шломо Занвла Рапопорта; 1863-1920), поставленный Евгением Вахтанговым в 1922 году в Москве. Этот спектакль долгие годы сохранялся в репертуаре «Габимы», и после переезда в Израиль в начале 1930-х гг. он стал одним из главных символов национального театра на иврите.

Перейти в коллекцию