Образование


Еврейское религиозное образование - одна из фундаментальных основ иудаизма. Будучи важнейшим инструментом сохранения и продолжения религиозной традиции, еврейское традиционное образование, вместе с тем, понимается как самоцель. Оно направлено исключительно на изучение Торы, талмудической и раввинистической литературы и других священных текстов. Погружение в это «море письменности» (выражение из традиционного еврейского лексикона) может продолжаться бесконечно. Это считается одной из важнейших заповедей и почитается как высочайшая добродетель.

Система еврейского религиозного образования в том виде, в каком она практиковалась евреями Российской империи (и до сих пор используется некоторыми ортодоксальными общинами в США и Израиле) состояла из нескольких «ступеней». Процесс обучения начинался в возрасте пяти лет в хедере (начальной школе), где на первом этапе дети под руководством меламеда (наставника) учились читать и понимать тексты Торы и молитв. На втором этапе обучения в хедере круг чтения расширялся и усложнялся, и ученики приступали к изучению Талмуда.

Обучение в хедере было платным, дети неимущих родителей учились в особой школе, которая называлась Талмуд-Тора и содержалась общиной. В соответствии с религиозным законом образование было обязательным только для мальчиков, однако нередко девочки тоже учились.

По достижении 13 лет мальчик мог продолжить образование в иешиве (духовной академии), где углубленно изучаются Талмуд и раввинистические сочинения. Все эти тексты студенты проходили самостоятельно, причем старшие помогали младшим. Рош-иешива (глава иешивы), обычно знаменитый своей ученостью раввин, периодически давал уроки в присутствии всех учеников, отвечая на подготовленные ими заранее вопросы и объясняя трудные места тех текстов, которые изучались в тот момент. Основные методы преподавания и толкования текстов в иешиве, а также корпус обязательных для изучения текстов сформировались еще в XVII веке. Тогда же сложилась традиция содержания иешив, их учеников и руководителей на средства общин. 

С начала XIX века главную роль в еврейском образовании стали играть иешивы, расположенные в западных областях Российской империи. Первой и наиболее значительной среди них стала иешива в Воложине (Минская губ.). Она была основана раввином Хаимом Воложинером (1749-1821), который не только усовершенствовал старые методы обучения, но и разработал более гибкую, чем прежде, систему финансового обеспечения иешивы. После него иешиву возглавляли крупнейшие раввинистические авторитеты, сыгравшие существенную роль в развитии еврейской религиозной мысли Нового времени. С 1820-х гг. власти признавали главу Воложинской иешивы одним из лидеров российских евреев. Воложинская иешива стала прототипом и образцом крупных талмудических учебных заведений XIX - XX вв. не только в России, но и в других странах Восточной Европы, а позднее в США и Израиле, во многом сформировала духовный облик литовского еврейства. Воложинская иешива была и в дальнейшем оставалась оплотом движения митнагдим - противников хасидизма. Митнагдим считали основой благочестия изучение Торы и неукоснительное исполнение всех заповедей. Основным идеологом движения  был учитель Хаима Воложинера Виленский Гаон (Элияху бен Шломо Залман, 1720 - 1797), один из крупнейших религиозных авторитетов ортодоксального еврейства. 

Хасидизм зародился в XVIII веке на Украине, а его основоположником был целитель-чудотворец и каббалист р.Исраэль бен Элиэзер Баал Шем Тов (сокр. - Бешт; 1698-1760). В отличие от митнагдим последователи хасидизма видели главную духовную ценность в искренности религиозного чувства, в непосредственном мистическом переживании, конечная цель которого экстатическое слияние с Божественным Началом. В учении хасидов значительное место отводилось Каббале и мистической практике. 

В XIX веке хасидизм превратился в массовое и влиятельное движение, значительная часть приверженцев которого проживала на российских территориях. Уже на первых этапах своей истории хасидизм разделился на несколько направлений. Многие из них существуют и поныне, и каждое из них возглавляет свой духовный лидер – цадик (праведник).

В числе экспонатов нашего музея - один из самых характерных атрибутов хасидского гардероба - штраймл (головной убор с ценным мехом, который надевают только в особо торжественных случаях - в субботу, на праздники, на свадьбу или на встречу с цадиком). У последователей разных цадиков формы штраймла различны. Здесь же представлены предметы, демонстрирующие особенности культа цадиков: отлитый из так называемых «священных монет» серебряный бокал для кидуша – ритуального освящения субботней трапезы, и поднос, украшенный такими монетами. «Священными» считались у хасидов серебряные монеты, которые цадик раздавал своим последователям. Они бережно хранились и использовались в качестве оберега. 

С конца XVIII века среди определенной части российского еврейства начали укореняться возникшие в Германии идеи Гаскалы – еврейского просвещения. Гаскала представляла собой литературное и культурно-общественное движение, ставившее своей целью преодоление самоизоляции еврейства и его интеграцию в общественную и экономическую жизнь тех государств, где они проживали. Еврейские просветители были убеждены, что евреям необходимо усвоить европейскую культуру и европейские нормы поведения. Главный инструмент модернизации и изменения культурного облика еврейства просветители видели в новой системе образования. 

«Все прогрессисты («Друзья просвещения») были согласны в том, что оздоровление духовной и материальной жизни массы наступит лишь тогда, когда подрастающее поколение пройдёт через общеобразовательную школу, и потому создание её явилось ближайшей целью их стремления». 

(Ю. Гессен, История еврейского народа в России). 

Первые еврейские школы нового типа  были учреждены последователями Гаскалы в начале XIX века – в Умани (1822) , Одессе (1826), Вильно (1830) и Кишиневе (1838). 

Русское правительство со своей стороны рассматривало общеобразовательную школу как важнейшее средство решения еврейского вопроса в империи. В царствование Николая I были предприняты интенсивные действия по реформированию еврейского образования. В 1840 году был учрежден правительственный Комитет для проведения мер коренного преобразования евреев в России, создание которого было официально объяснено желанием государя «обратить евреев к полезным занятиям». Одна из задач Комитета, определенных ему самим императором, состояла в том, чтобы «действовать на нравственное образование нового поколения евреев учреждением еврейских училищ в духе, противном нынешнему талмудическому учению». С этой целью в течение 1840-х гг. были созданы «казенные» (государственные) начальные школы для евреев, в которых наряду с традиционными еврейскими предметами преподавались и общеобразовательные. Тогда же были открыты два раввинских училища в Вильно и Житомире для подготовки раввинов и учителей еврейских казенных школ. Для их содержания был введен специальный налог, который взимался с евреев. Эти меры, однако, не дали желаемых результатов: евреи всячески стремились уклониться от возложенной на них обязанности посылать детей в казенные школы. Получение общего образования в то время еще не приводило к улучшению правового положения евреев. Кроме того, «традиционная «еврейская масса, - как отметил С. Дубнов, - видела в «школьной повинности» опасность для своей религии и народности». 

В царствование Александра II (1855-1881) общий процесс политической либерализации оказался благоприятным и для евреев. В еврейском вопросе правительство стало руководствоваться принципом «избирательной эмансипации», повышая правовой статус отдельных категорий евреев. К ним, в частности, были отнесены лица с высшим и специальным образованием – выпускники университетов, ремесленных училищ, врачи, аптекари и т.п. Они получали право «повсеместного жительства» (то есть, могли легально жить вне черты оседлости), для них открывались перспективы государственной службы. Таким образом, появился стимул для получения общего образования евреями, число которых в общерусских средних и высших учебных заведениях неуклонно росло. Эта тенденция сохранялась и позже, несмотря на стремление правительства ограничить количество учащихся евреев. В 1887 году была введена процентная норма, согласно которой в средних и высших учебных заведениях, подведомственных Министерству просвещения, численность евреев не должна была превышать 10% общего контингента учащихся в черте оседлости, 5% - за ее пределами и 3% - в Петербурге и Москве. Несмотря на все препятствия, евреи стремились получить образование и составляли одну из значительных по численности групп среди учащейся российской молодежи.

Перейти в коллекцию

Панорама зала