Глоссарий


Аводат Кодеш   - (иврит; «священная работа») – общее название ремесел или видов работ по изготовлению еврейских ритуальных предметов для синагогального культа: золотое и серебряное шитье, резьба по дереву, изготовление окладов, литье, ювелирное ремесло и т.п.

Автономизм   - одно из направлений еврейского национального движения, видевшее возможность существования евреев в диаспоре в рамках национальной автономий. Одним из первых концепцию автономизма сформулировал С.М.Дубнов в «Письмах о старом и новом еврействе». Согласно Дубнову, евреи представляли собой особую национальную общность, «духовную нацию», сохранившуюся в диаспоре на протяжении веков как народ благодаря тому, что сумели выработать особый тип самоуправления, автономную общину, органично приспособленную к изменению внешних условий. В еврейской общине религия исполняла роль консолидирующего элемента, заменяя такие традиционные элементы как общий язык и общая территория. Новая, «светская» община, должна стать основой национально-политической автономии евреев в современных условиях. К компетенции такой общины как органа еврейской национальной автономии, в первую очередь, по концепции Дубнова, должны относиться вопросы национального образования и политического представительства в государственных органах. К началу XX века практически все еврейские политические партии, кроме сионистских, включили в свою программу требование автономии в той или иной форме. После Катастрофы и образования государства Израиль идеи автономизма стали значительно менее популярными, но до сих пор имеют своих сторонников.

Агада Пасхальная   - повествование об исходе евреев из Египта, написанное на иврите и частично на арамейском и основанное на Библии и многочисленных раввинистических толкованиях. В Пасхальной Агаде, в частности, описывается последовательность пасхальной трапезы (седера).

АГРОДЖОЙНТ   - Еврейская благотворительная организация, специально созданная в 1924 г. Американским комитетом по распределению фондов помощи евреям, пострадавшим от войны ("Джойнтом") для оказания финансовой и технической помощи в реализации проекта еврейской земледельческой колонизации в СССР. Вплоть до 1938 г. АГРОДЖОЙНТ активно работал на территории СССР, главным образом на Украине и в Крыму, снабжая еврейских переселенцев семенами, сельскохозяйственной техникой и инвентарем, строительными материалами, а также организуя ссудные кассы, профессионально-технические училища и курсы.

Амуд ле-Тфила   - пюпитр кантора в синагоге, ведущего общественную молитву. Амуд расположен возле Арон Кодеша, у восточной стены синагоги. На его фронтоне нередко помещается шивити.

Арамейский язык   - язык северо-западной группы семитских языков, близкий к ивриту. На арамейском написаны фрагменты поздних библейских книг, некоторые части Талмуда, каббалистическая книга Зохар и др.

Арба миним   - (иврит; «четыре вида») — растения, над которыми по традиции произносят благословения в праздник Суккот: пальмовая ветвь, мирт, верба и этрог.

Арон Кодеш   - (иврит; «священный ковчег») - шкаф или ниша в помещении синагоги, в которых хранятся свитки Торы. Главный художественный элемент интерьера синагоги.

Атара   - богато украшенный воротник для талеса (молитвенного покрывала).

Ашкеназы   - евреи - выходцы из германских земель, которые на иврите назывались «Ашкеназ». Основным разговорным языком евреев-ашкеназов является идиш.

Баал Шем Тов Исраэль бен Элиэзер   (1700 – 1760) – также Баал-Шем или Бешт (сокр. от Баал-Шем-Тов) - основатель и духовный лидер движения хасидизма в Восточной Европе. Родился на границе Польши и Валахии. С молодости начал странствовать по Восточной Галиции, занимаясь врачеванием и изучением каббалы. Приблизительно в тридцатилетнем возрасте к нему пришла слава чудотворца и баал-шема – обладателя знания тайного имени Всевышнего. В 1740-е годы Бешт обосновался в Меджибоже, ставшим центром распространения хасидизма. Постепенно вокруг него сформировалась группа последователей, некоторые из которых стали впоследствии первыми цадиками и распространителями его учения в Восточной Европе.

Бар-мицва   - (иврит; «сын заповеди») - обряд совершеннолетия, когда еврейскому мальчику исполняется 13 лет. С этого дня он обязан соблюдать все религиозные предписания и исполнять все заповеди. В день совершеннолетия мальчика вызывают к чтению Торы в синагоге, дарят ему молитвенные принадлежности (талес и тфилин) и устраивают праздничную трапезу.

Бейлис Мендель   (1874-1934) - центральная фигура громкого судебного процесса, получившего название «дело Бейлиса»: в 1911 году Бейлис был обвинен в убийстве с ритуальными целями христианского мальчика Андрея Ющинского. Работал приказчиком на кирпичном заводе Зайцевых в Киеве. Против открытого антисемитского характера обвинений выступили Г.Короленко, А.Блок, М.Горький, Анатоль Франс. В результате этого процесса, который длился почти три года и вызвал шумную реакцию не только в России, но во всем мире, Бейлис был оправдан. После освобождения он с семьей переехал в Хайфу, а затем в Нью-Йорк. Здесь он выпустил на идише книгу «История моих страданий», которая переведена на русский язык в 2005 году.

Бейт тагора   - (иврит; «дом очищения») - особое строение для омовения и отпевания покойников на еврейском кладбище.

Бима   - (иврит; «возвышение») - место в центре синагоги, где установлена кафедра для чтения Торы.

Бсамим   - (иврит; «благовония»; др. названия – годес или худес) - сосуды для субботних благовоний или специй, которые вдыхают во время обряда хавдала.

Бунд   - (идиш; «союз») - полное название^:«Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России». Eврейская социал-демократическая рабочая партия, действовавшая в Западных областях Российской империи, в том числе, в Польше. Основанный в 1897 году, Бунд стал второй по времени возникновения социал-демократической рабочей партии в России (после немногочисленной польской рабочей партии), и был на один год старше РСДРП. Бунд был также одной из самых массовых политический партий в дореволюционной России. В программе Бунда марксизм сочетался с идеями национально-культурной автономии. Бунд в России, первоначально не принявший большевистской революции, вскоре, однако, раскололся, и его левое крыло примкнуло к коммунистам. В 1921 году левые руководители Бунда объявили о его роспуске в России и в своем большинстве вступили в компартию. В странах Восточной Европы (Польша, Литва и др.) Бунд существовал вплоть до начала Второй мировой войны и являлся важным фактором еврейской политической и общественной жизни. Отдельные секции Бунда в Аргентине, Мексике и Израиле существуют до сих пор.

Бялик Хаим Нахман   (1873 – 1934) – крупнейший поэт на иврите первой половины XX века. Автор «Сказания о погроме» (1903) - поэмы, посвященной жертвам Кишиневского погрома. Бялик также перевел на иврит некоторые шедевры мировой литературы, как, например, «Дон Кихот» М.Сервантеса.

Восхождение   - собирательное название «трех паломнических праздников» Песах, Шавуот и Суккот, когда, согласно предписанию Торы, следовало совершать «восхождение» - паломничество в Иерусалим и приносить жертвы в Храме (Исх. 23:17; Втор. 16:16–17).

Габима   - еврейская театральная труппа, игравшая на иврите. Как полноценный театральный коллектив сформировалась в 1917-18 гг. в Москве при поддержке К. Станиславского и Е. Вахтангова, который осуществил постановку самого известного спектакля «Габимы» «Диббук» по пьесе С.Ан-ского. В начале 1930-х гг. после зарубежных гастролей большая часть театральной труппы переехала в Палестину, где после образования Государства Израиль «Габима» стала Национальным театром.

Галаха   - основной религиозный закон, регламентирующий различные стороны жизни иудея.

Гаскала   - (иврит; «просвещение») - еврейское литературное и общественное движение, представителей которого объединяла убежденность в необходимости усвоения евреями европейской культуры и их интеграции в культурную и экономическую жизнь стран их проживания. Первым программным документом Гаскалы стало воззвание Н.Г. Вессели «Слова мира и правды» (1782), в котором автор утверждал приоритет светских знаний над еврейским законом. Духовным ориентиром Гаскалы на раннем этапе был берлинский философ Моисей Мендельсон, утверждавший в своей книге «Иерусалим» (1783), что можно быть одновременно и верующим иудеем, и европейским человеком. В 1783 году деятели Гаскалы начали издавать первый светский журнал на древнееврейском языке «Хамеассеф» («Собиратель»). Важнейший инструмент модернизации евреев и их приобщения к европейской культуре последователи Гаскалы видели в новой системе образования, и их усилиями уже в начале XIX века были созданы еврейские школы, в которых наряду с традиционными предметами преподавались и светские.

Герцль Теодор   (1860 – 1904) - журналист, писатель, политический деятель, основатель и идеолог сионистского движения. Будучи долгое время сторонником ассимиляции, пересмотрел свои взгляды в ходе антисемитского «дела Дрейфуса». В 1896 году издал книгу «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса», в котором предложил план создания еврейского национального государства. В 1897 году Герцль созвал первый Сионистский конгресс в Базеле (Швейцария). На конгрессе было принято решение о создании Всемирной сионистской организации, первым президентом стал Т. Герцль. В последующие годы он вел активные переговоры с правительственными кругами разных стран, убеждая их способствовать созданию еврейского национального очага в Палестине. Идеи и деятельность Т.Герцля заложили основу современной еврейской государственности, а его личность стала одним из важнейших символов новой еврейской истории.

Гетто   - район добровольного или принудительного изолированного проживания малых этнических групп. Происхождение термина связано с итальянским словом ghetto - «литейная», обозначавшим район в Венеции около пушечной мастерской, который в 1516 году был обнесен стеной для изолированного проживания евреев. Такого рода места компактного проживания евреев, режим выхода из которых определялся христианскими властями, были распространены, прежде всего, в Италии, но встречались и в других европейских странах. Самым большим еврейским гетто иногда называют российскую «Черту оседлости», просуществовавшую до начала XX века. В Европе конца XVIII-XIX веков термин «гетто» стал синонимом еврейских городских кварталов, в которых евреи не обязаны были проживать согласно законам христианских правителей, но концентрировались в них чаще для собственного удобства. В период Второй мировой войны словом «гетто» называли городские кварталы, куда нацисты сгоняли еврейское населения оккупированных стран в преддверии «окончательного решения еврейского вопроса».

Гоменташн   - (идиш; «кошельки Амана») - пирожки разной формы со сладкой начинкой, которые пекут в праздник Пурим.

ГОСЕТ   - аббревиатура, обозначающая «Государственный еврейский театр» – статус еврейских театров на идише, существовавших в СССР в 1920-1940-х гг. Крупнейшие ГОСЕТы были в республиках со значительным еврейским населением – Украине, Белоруссии, а также в Азербайджане и Узбекистане, где они просуществовали недолгое время. На особом положении находился Московский ГОСЕТ (до 1925 г. - Московский государственный еврейский камерный театр), в котором в разное время работали выдающиеся режиссеры (до 1929 г. - А. Грановский), актеры (С.Михоэлс, Б.Зускин и др.), художники (М.Шагал, Н.Альтман, Р.Фальк, А.Тышлер и др.) и композиторы (А.Крейн, Л. Пульвер и др.). После присоединения прибалтийских государств и западных областей Украины и Белоруссии (1939-1940 гг.) в некоторых городах также были созданы ГОСЕТы – Львов, Рига и др. В 1949-50 гг., после разгрома еврейской культуры в СССР, ГОСЕТы были ликвидированы, как и другие еврейские культурные учреждения.

Десять заповедей   - основа библейского законодательства. Встречаются в Библии в двух редакциях: Исх 20:2-17; Втор 5:6-21. Согласно Библии текст Десяти заповедей был высечен на 2-х каменных плитах – Скрижалях Завета и дарован Моисею на горе Синай.

Диаспора   - (греч.; «рассеяние») – дисперсное проживание евреев вне исторической родины. Многовековое проживание в диаспоре является основной характеристикой существования евреев в средние века, в новое и новейшее время.

Диббук   - персонаж еврейской демонологии, злой дух. В еврейском фольклоре так называют дух умершего, вселившегося в живого человека.

Дубнов Семен   (1860–1941) - историк, востоковед, писатель, политический и общественный деятель. Классик отечественной и мировой академической иудаики. Получив традиционное образование в хедере и иешиве, Дубнов самостоятельно выучил русский язык, поступил в русскую школу, и уже в 1880-е годы начал сотрудничать с журналом «Восход». Впоследствии он занимал пост главного редактора журнала «Еврейская старина», был активным членом «Общества для распространения просвещения между евреями в России», инициатором создания Еврейского историко-этнографического общества и его руководителем, участвовал в написании «Еврейской энциклопедии». Заложил основу научного изучения идеологии и истории хасидизма. В числе наиболее важных из его исторических трудов: "Новейшая история еврейского народа. 1789 - 1881" (1914); "Всемирная история еврейского народа от древнейших времен до настоящего времени" (1924-38); "Учебник еврейской истории для еврейского юношества" (1898-1901). Дубнов – создатель оригинальной концепции истории еврейского народа, согласно которой эта история представляет собой процесс формирования и перемещения в диаспоре «культурно-исторических центров». В 1905 году Дубнов основал еврейскую секцию партии кадетов. Был среди первых идеологов и основателей одного из направлений еврейского национального движения – автономизма, принципы которого он изложил в своих «Письмах о старом и новом еврействе» (1897 – 1902; 1907). Для практического воплощения идей автономизма Дубнов основал «Фолкспартей» («Народную партию»), просуществовавшую до 1918 года. Не приняв большевистской революции, в начале 1922 году Дубнов эмигрировал в Европу, жил в Берлине, а после 1933 года – в Риге. В 1941 году он был схвачен нацистами и погиб в рижском гетто.

Еврейский вопрос   - вопрос о правовом статусе евреев в государствах Европы в XVIII - XIX веках. Впервые был поднят в Англии в 1753 году при обсуждении билля, дававшего евреям гражданские права. В течение XIX века «еврейский вопрос» постепенно решался во всех странах Европы, так что к началу XX века неравноправными евреи оставались лишь в двух европейских государствах – России и Румынии. В 1930-40-е годы идеологи германского нацизма использовали выражение «окончательное решение еврейского вопроса», подразумевая тотальное искоренение евреев в Европе. В широком смысле выражение подразумевает весь комплекс проблем, связанных с отношениями между еврейским населением и государством, обществом в целом и т.д.

Еврейский календарь   - система еврейского календаря лунно-солнечная. В основе ее лунный месяц и, соответственно, лунный год, согласуемый с солнечным путем добавления 13-го месяца в каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й год 19-летнего календарного цикла. Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29–30 дней: тишрей (30), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30), ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элул (29). В високосные годы за месяцем адар (адар I; 30 дней) следует дополнительный месяц адар II (29 дней).

Евсекции   - еврейские секции коммунистических партий советских республик. Евсекции создавались с 1918 года при отделах ВКП(б) в России, Белоруссии и на Украине. Цель Евсекций – распространение коммунистической идеологии среди евреев бывшей черты оседлости, борьба с «буржуазным национализмом» и религиозностью, замена «отжившей» традиционной культуры новой «пролетарской культурой». В Евсекции кроме большевиков входили представители Бунда и других революционных еврейских партий. Председателем Центрального бюро Евсекции был С.М. Диманштейн (1886—1937). Центральным печатным органом служила газета «Дер Эмес», выходившая до 1948 года. Сама Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Многие её члены были репрессированы в 1937-1938 гг.

Золцвигл   (идиш - «соляная колыбель») - плетеная подставка для кошерования мяса. Мясо кошерного животного, перед приготовлением, освобождают от крови, посыпая его солью и оставляя на несколько часов, давая крови стечь. Только после этого мясо становится кошерным – разрешенным в пищу.

Иврит   язык семитской группы. Самым известным памятником литературы на иврите, который называют также древнееврейским языком, является Библия. Иврит стал «высоким» языком для еврейской культуры, на нем писали законодательные сборники, комментарии и толкования к священным текстам, вели ученую переписку. Современный иврит был возрожден и адаптирован как основной язык Государства Израиль в XX веке.

Идиш   еврейский язык германской группы, который сформировался в позднее средневековье и стал основным разговорным языком евреев-ашкеназов. В лексику идиша вошел значительный пласт заимствований из древнееврейского и арамейского языков, а также множество славянизмов. Несмотря на то, что часть еврейской интеллигенции относилась к идишу отрицательно, считая его «жаргоном», на этом языке была создана классическая и модернистская еврейская литература XIX-XX вв.

Иерусалимский Храм   Храм Богу Израиля, построенный царем Соломоном в Иерусалиме (966 г. до н.э.). В 586 году до н.э. Первый Храм был разрушен вавилонянами, но через 70 лет евреи построили новый - Второй Храм. В 70 году н.э. римлянами был разрушен и Второй Храм, и это событие стало трагическим рубежом в последующей еврейской истории.

Иешива   (иврит - «сидение», «заседание») - вторая ступень в системе традиционного еврейского образования. Иешива предназначалась для подробного изучения сложных еврейских текстов, прежде всего Талмуда, под руководством авторитетного учителя, главы иешивы – «рош-иешива». Студент, окончивший иешиву, мог претендовать на должность раввина.

Изкор   (иврит - «Да вспомнит [Бог]») - начальное слово и название одной из заупокойных молитв, читаемых в ашкеназских синагогах в последний день праздников Песах, Суккот и Шавуот и в Йом-Киппур; многие евреи, которые в течение года не посещают синагогу, присоединяются к общественной синагогальной службе во время чтения этой молитвы, особенно в Йом-Киппур. Перед чтением «Изкор» принято, чтобы все молящиеся, у которых живы оба родителя, покидали помещение синагоги.

Йом Киппур   (досл. «День искупления грехов, Судный день») - приходится на 10-е число месяца Тишрей (сентябрь-октябрь). В этот день евреи соблюдают строгий пост, читают покаянные молитвы и каются в грехах.

Йорцайт   годовщина смерти близких родственников по еврейскому календарю. В этот день принято зажигать поминальную свечу, посещать могилы, заказывать поминальную молитву и раздавать милостыню.

Каббала   эзотерическое еврейское теософское учение с выраженными элементами мистики и магии.

Капорет   декоративное покрывало, ламбрекен для парохета.

Караимы   этно-религиозная группа, представители которой проживают, живущая в Крыму и некоторых др. областях Украины, Литвы, а также в Польше, Израиле и Египте. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков. Исповедуют религию, основанную на заповедях Библии. Молитвенные дома караимов называются кенасы (вероятно, от слова бейт кнессет (иврит) – «синагога»).

Кашрут   законы иудаизма, относящиеся к «разрешенному» и «запретному» в еврейской традиции: пище, одежде, нормам поведения. «Кошерный» – разрешенный.

Кетер Тора   (иврит - «Корона Торы») - украшение Свитка Торы в виде короны.

Кидуш   (иврит - «освящение») - благословление, произносимое в субботу и в праздники над бокалом вина.

Кипа   (др. название – ермолка) – еврейский головной убор, маленькая круглая шапочка, надеваемая во время традиционных ритуалов, молитвы и т.п.

Кисе Илиягу   (иврит - «Кресло Ильи пророка») - кресло, которое используется во время обряда обрезания. Считается, что Илья-пророк, который был взят живым на небо, незримо присутствует на каждом обрезании и приветствует каждого нового члена еврейского народа. На кресле во время обряда обрезания сидит сандак – посаженный отец младенца, который держит его на коленях.

Киттель   мужская обрядовая одежда, белая рубаха, которую надевают на Йом Киппур, а также используют в качестве погребального облачения.

Кольпик   меховая праздничная шапка для детей из семей почитаемых раввинов. По форме напоминает штраймл.

КОМЗЕТ   «Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР». Образован в 1924 году для привлечения еврейского населения к производительному труду и одновременно как альтернатива сионизму, пользовавшемуся широкой популярностью среди евреев Советской России в 20-е годы. КОМЗЕТ занимался организацией еврейских сельскохозяйственных поселений и вербовкой поселенцев. Для содействия его работе в 1925 году была создана общественная организация ОЗЕТ, помимо которой средства на деятельность КОМЗЕТа собирали и международные еврейские организации Джойнт, ОРТ и Еврейское колонизационное общество. КОМЗЕТ формировал еврейскую переселенческую политику в Южной Украине, Крыму, Средней Азии и на Кавказе, а с 1927 года и в Хабаровском крае. В 1938 г. КОМЗЕТ был расформирован, а его лидеры репрессированы.

Коэны   (иврит - «жрец») - потомки Аарона, первого священника, совершавшие служения в Скинии, а позже и в Иерусалимском Храме. Коэны благословляют народ особым жестом рук, изображения которого часто встречаются в еврейском декоративно-прикладном искусстве.

Ксуба   Ксуба/ктуба еврейский брачный контракт, определяющий обязанности мужа по отношению к жене.

Культур-Лига   общее название еврейских организаций, действовавших в различных странах между двумя мировыми войнами. Впервые была учреждена в Киеве в 1918 г. с целью развития всех сфер еврейской культуры на языке идиш. Членами Культур-Лиги в разных странах были практически все более или менее известные деятели еврейской культуры, писатели и художники.

Левиты   потомки рода Леви, одного из 12-ти колен Израилевых, из которого происходили служители Скинии Завета, а позже – Иерусалимского Храма. Во времена существования Иерусалимского Храма они являлись прислужниками коэнов и помощниками при проведении богослужения. В настоящее время выполняют только им присущие функции в синагоге.

Лисицкий Элиэзер (Эль)   (1890 – 1941) — живописец, график, теоретик искусства и архитектор. В 1916-1918 гг. – один из активных участников еврейского художественного движения. В 1916 году предпринял экспедицию по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы вместе с И.Б. Рыбаком, где они копировали надгробия на еврейских кладбищах и росписи деревянных синагог. В 1923 году в журнале «Римон» в Берлине были опубликованы воспоминания Лисицкого об этой поездке и репродукции его копий росписей могилёвской синагоги. В 1917-1918 гг. был членом Кружка еврейской эстетики, Кружка еврейских художников и литераторов в Москве. В 1917 г. выполнил иллюстрации к «Пражской легенде» М. Бродерзона. Изданная первым тиражом в форме свитка, «Пражская легенда» стала одним из первых манифестов еврейского художественного авангарда. В 1919 г. Лисицкий был членом Художественной секции Культур-Лиги в Киеве. Иллюстрировал книги на идише. После переезда в Витебск сблизился с Казимиром Малевичем и увлекся его идеями супрематизма, которые воплотил в собственных станковых произведениях и использовал в художественном и промышленном дизайне.

Маим ахроним   сосуд для ритуального омовения рук после трапезы, но перед благословением, которое произносят после еды.

Маца   обрядовый пресный хлеб, выпекаемый к празднику Песах. Символизирует хлеб, который евреи испекли по велению Бога перед исходом из Египта.

Мезуза   (иврит - «косяк двери») - пергаментный свиток, вкладываемый в футляр и прикрепляемый к двери. Текст свитка содержит фрагмент основной молитвы иудеев: Втор 6:4-9, 11:13-21.

Менделе Мойхер-Сфорим   (что значит «Менделе-Книгоноша», псевдоним Шолома-Якова Абрамовича; 1835 -1917) – писатель, публицист, поэт, один из основателей и классиков современной еврейской литературы на иврите и на идише. Автор повести «Кляча» (1873), романов «Фишка Хромой» (1869), «Путешествие Беньямина Третьего» (1878) и др.

Менора   (иврит - «светильник») - семисвечник, один из основных атрибутов Скинии Завета, а в дальнейшем – Иерусалимского Храма. Непременный элемент интерьера синагоги.

Мизрах   (иврит - «восток») - декоративное панно, которое прикреплялось к восточной стене дома или синагоги. Символизирует принятое у евреев стран Запада условное наименование направления к Храмовой горе в Иерусалиме, куда следует обращаться лицом во время молитвы.

Мильгройм/Римон   еврейский литературно-художественный журнал модернистской ориентации, издавался на идише и иврите (мильгроим — букв. «гранат» (идиш), римон – букв. «гранат» (иврит) в Берлине в 1922-1924 гг..

Митнагдим   (др. произношение - «миснагдим»; «миснагиды» - «противящиеся» (иврит) - противники хасидизма в период его распространения среди общин Восточной Европы в конце XVIII - начале XIX вв. Крупнейшим лидером митнагдим был р. Элияху Бен Шломо Залман Виленский Гаон. Его последователи основу еврейского благочестия видели в неукоснительном исполнении всех заповедей и изучении священных текстов иудаизма. Противостояние между хасидами и митнагдим утратило свою остроту в первой половине XIX века, хотя и сегодня они представляют собой отдельные группы в еврейской ортодоксии.

Мицва   (мн.число – мицвот)– заповедь, букв. «повеление», «приказание» (иврит).

Мишна   собрание законодательных норм и постановлений, составленное в Палестине в начале III в. н.э. рабби Иегудой ха-Наси. Состоит из 6 разделов, 63 трактатов.

Нер тамид   (иврит - «вечный светильник») - светильник, постоянно горящий в синагоге напротив Арон Кодеша. Он символизирует менору, постоянно горевшую в Иерусалимском Храме.

ОЗЕТ   «Общество землеустройства еврейских трудящихся» - общественная организация, созданная в 1925 году в помощь государственному проекту создания еврейских сельскохозяйственных поселений (КОМЗЕТ). ОЗЕТ занималось сбором средств, пропагандой, разработкой образовательной программы. С 1928 по 1933 годы было проведено пять розыгрышей лотереи ОЗЕТа, средства от которых шли на устроение поселений. Филиалы ОЗЕТа имелись в Белоруссии, на Украине, в Грузии. Имелись представительства в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке. С 1928 года ОЗЕТ переориентирует свою деятельность с европейской части СССР на создание Еврейской автономной области. В президиум ОЗЕТа, помимо других популярных личностей, входили В. Маяковский и С.Михоэлс. В 1927 году по сценарию В. Маяковского и В. Шкловского был снят фильм «Евреи на земле» о деятельности ОЗЕТа. В 1938 году общество было расформировано, еврейские национальные районы в европейской части страны ликвидированы, а еврейские школы превращены в русские.

Омер   (иврит - «сноп») - мера сыпучих тел, а также период сбора урожая от второго дня праздника Песах до начала Шавуота.

Парохет   завеса Арон Кодеша - хранилища свитков Торы.

Перец Ицхок Лейбуш   (1851 - 1915)— еврейский писатель, публицист, драматург, классик еврейской литературы на идише, общественный деятель. Автор «Хасидских рассказов» (1900), «Народных преданий» (1904—1909) и др., пьес «Ночь на старом рынке» (1907), «На покаянной цепи» (1909). И.Л. Перец был одним из первых деятелей еврейской культуры, который увидел в еврейском народном искусстве и фольклоре важнейший источник модернистского национального творчества. Под его влиянием к народной художественной традиции обратились многие писатели и художники его круга.

Песах   праздник в память исхода евреев из Египта. Приходится на месяц нисан (март-апрель). Всю неделю Песаха действуют относящиеся только к этому празднику пищевые запреты: не едят квасную пищу, а также пользуются только специальной пасхальной посудой. Первый день Песаха отмечают трапезой (седером), во время которого читается Пасхальная Агада, повествующая об исходе из Египта. Во время седера на специальное блюдо выкладывается символический набор продуктов. Непременным и важным компонентом пасхальной трапезы является маца.

Пинкас   книга записей еврейской общины. Пинкасы велись не только общинами, но и различными обществами и братствами, включая погребальное братство (Хевра кадиша) благотворительные учреждения, а также ремесленные цеха. В пинкас общины вносились протоколы заседаний общинных правлений, местные постановления, списки должностных лиц, избиравшихся на ежегодных собраниях общины, дисциплинарные взыскания и штрафы, налагавшиеся на провинившихся (или непокорных) членов, особые внутриобщинные налоги, записи о гонениях и испытаниях, а также о других событиях, имевших отношение к жизни и истории общины.

Пинскер Леон   (1821– 1891) – публицист, еврейский общественный деятель, лидер и идеолог палестинофильского движения «Ховевей Цион». До начала 1880-х годов был сторонником ассимиляции и распространения просвещения среди евреев России. После антиеврейских погромов на юге России 1881-82 годов пересмотрел свои позиции и в 1882 году издал в Берлине книгу «Автоэмансипация», в которой пытался дать объяснение неискоренимости антисемитизма и ратовал за необходимость создания национального еврейского государства. В 1890 году стал председателем «Одесского палестинского общества» (Одесского комитета). Во многом предвосхитил идеи Теодора Герцля, выступая за создание еврейского национального очага в Палестине.

Пурим   праздник, установленный в память об избавлении от смерти евреев Персии. События, отмечаемые на Пурим, описаны в библейской Книге Эстер (Эсфирь). Празднуется 14 адара (март-апрель).

Пушке   сосуд для сбора пожертвований, установленный в любом общественном месте: в синагоге, в учреждениях и т.д.

Раввин   звание, которое присваивается после получения высшего еврейского религиозного образования. Раввин имеет право возглавлять общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.

Рейзелах   (от «рейзеле» - «розочка» (идиш) — украшения, вырезанные из бумаги в форме небольшого панно с симметричными рисунками, изображением животных, растительным орнаментом. Вид народного декоративного искусства.

Римоним   (иврит - «гранаты») - парные украшения стержней пергаментного Свитка Торы, называемых Эц Хаим - «древо жизни».

Рош ха-Шана   Новый год по еврейскому календарю. Отмечается в первый день месяца Тишрей, обычно выпадает на сентябрь. Символизирует день сотворения мира. В синагоге в этот день трубят в бараний рог — шофар.

Рыбак Иссахар Бер   (1897 – 1935) – живописец, график и теоретик искусства. Один из активных участников еврейского художественного движения. В 1916 г. вместе с Э. Лисицким предпринял экспедицию по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы, где они копировали надгробия на еврейских кладбищах и росписи деревянных синагог. В 1918 г. был одним из основателей Художественной секции Культур-Лиги в Киеве, в 1919 г. совместно с Б.Аронсоном опубликовал статью на идише «Пути еврейской живописи», которая является развернутым манифестом еврейского художественного авангарда. В 1921-1924 гг. жил в Берлине, где оформил ряд книг на идише и издал альбомы «Штетл» и «Еврейские типы Украины». В 1924-1926 гг. жил и работал на Украине, сотрудничал с еврейскими театрами и еврейскими издательствами. Посетил еврейские колхозы юга Украины и Крыма и создал серию «На еврейских полях Украины», изданную в виде альбома в 1926 г. в Париже. В 1926-1935 гг. жил в Париже, участвовал в ряде выставок во Франции, Голландии и Англии.

С. Ан-ский   (псевдоним Шломо Занвла Рапопорта; 1863 —1920) - писатель, поэт, драматург, публицист, писавший на идише и на русском языке; этнограф, общественный и политический деятель. Организовал и возглавил в 1912-14 году этнографические экспедиции по черте оседлости на средства барона В. Г. Гинцбурга. Часть материалов, собранных в этих экспедициях, легла в основу коллекции Еврейского национального музея в Петрограде, открытого в 1916 году. Самое значительное из художественных произведений Ан-ского - пьеса «Диббук», принесшая ему мировую известность. В 1920 году она была поставлена в Варшаве на идише, а в 1922 году — в Москве на иврите режиссёром Е.Б. Вахтанговым в еврейском театре «Габима».

Сандак   человек, которому оказана честь держать на коленях младенца во время обряда обрезания. Сандак является посаженым отцом и продолжает принимать активное участие в дальнейшей судьбе ребенка. Часто на роль сандака приглашают деда младенца.

Седер   трапеза с определенным набором блюд, которая происходит в первый вечер Песаха.

Сефер Тора   свиток Пятикнижия Моисеева, написанный на пергаменте и используемый во время синагогальной литургии. Сефер Тору в соответствии со строжайшими правилами переписывает специальный писец — сойфер.

Симхат Тора   (иврит - «радость Торы») - праздник, который отмечается сразу после Суккота. В этот день заканчивается годичный цикл чтения Торы в синагоге и начинается новый.

Синагога   (греч. – «дом собрания»). После разрушения Иерусалимского Храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного отправления культа.

Сионизм   одно из направлений еврейского национального движения, целью которого было создание еврейского национального государства в Палестине. Термин «сионизм» восходит к названию горы Сион в Иерусалиме, месту разрушенного Храма, которое с древних времен оставалось для евреев символом утраченной родины.

Скиния   переносное святилище, в котором хранился Ковчег Завета. Согласно библейскому повествованию, оно было устроено народом Израиля по указанию Бога в период странствий по пустыне после исхода из Египта.

Сойфер   писец, специализируется на написании свитков Торы, пергаментных свитков для тфилин, мезуз и т.д. Работа по переписке священных текстов осуществляется чернилами на специально подготовленном пергаменте и требует высокой квалификации и обширных знаний галахических правил.

Суббота   день обязательного отдыха, молитв и изучения Библии. В этот день запрещено работать, зажигать огонь, путешествовать и многое другое, так как на седьмой день Творения Бог, согласно Библии, отдыхал от дел: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:3). Соблюдение субботы является одной из важнейших заповедей иудаизма.

Сукка   шалаш, куща, который евреи строят на праздник Суккот в память о тех временных жилищах, которые они сооружали во время странствий по пустыне после Исхода из Египта. В сукке принято устраивать праздничные трапезы и принимать гостей.

Суккот   праздник, установленный в память о странствиях еврейского народа по пустыне после Исхода из Египта. Отмечается с 15 по 21 день месяца Тишрей (сентябрь — октябрь). Рядом с домами евреи строят сукки (шалаши или кущи), которые символизируют временное жилище.

Талес   молитвенное покрывало белого цвета с черными или синими полосами. На четырех углах этого покрывала привязаны кисти – цицит, с узелками, которые символизируют 613 заповедей иудаизма. Талес надевается во время определенных молитв дома и в синагоге.

Талмуд   (иврит - «учение») - свод раввинистических постановлений, регулирующих жизнь религиозных евреев. Памятник еврейской литературы и культуры. Состоит из шести разделов Мишны, комментариев к ней и дискуссий раввинов на тему еврейского религиозного и гражданского законодательства. Талмуд сформировался в III-VI вв. н.э. в академиях Палестины и Вавилонии.

Талмуд-Тора   возникшие на исходе средних веков в Европе учебные заведения для мальчиков. В еврейских общинах Восточной Европы в Талмуд-Торе обучались сироты и мальчики из неимущих семей, в то время как дети более состоятельных родителей посещали хедер.

Тетраграмматон   четырехбуквенное непроизносимое имя Бога. Библеисты и семитологи реконструируют это имя как «Яхве», Тот, Кто является причиной бытия».

Тнаим/тноим   (иврит – «условия»)— договор о помолвке, в котором указываются время и место предстоящей свадьбы, финансовые обязательства сторон, в том числе, оговаривается приданое невесты или время, в течение которого ее отец обязуется содержать молодых.

Тора   (иврит - «учение») – общее название 5 первых книг Библии (Пятикнижие Моисеево): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Хранится в виде свитка в синагоге.

Тора-мантл   (идиш - «мантия для Торы») - чехол для хранения Свитков Торы в ашкеназских общинах.

Тора-шилд   (идиш - «щит Торы»; иврит - меиль) – декоративная табличка в форме щитка с указанием, на какой главе раскрыт Свиток Торы. Надевается сверху на чехол для Свитка Торы.

Тфилин (филактерии)   две кожаные коробочки кубической формы с вложенными в них свитками пергамента, на которых изложены фрагменты библейского текста (Исх. 13:1-16, Втор. 6:4-9, 11:13-21). Являются ритуальными принадлежностями, которые надевают на лоб и наматывают на левую руку во время утренней молитвы.

Ушпизин   (арам. - «гости») – обычай, связанный с праздником Суккот. Согласно традиции, в этот праздник евреи символически приглашают в сукку (шалаш, куща, который евреи строят на праздник Суккот) семерых "высоких гостей" – ушпизин: праотцов Аврахама, Ицхака и Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида. По их числу отсчитывают и дни праздника: каждый день одного из ушпизин приглашают погостить в сукке. Практически же принято приглашать в сукку реальных гостей, прежде всего, странников и людей неимущих.

Хавдала   (иврит - «отделение») - обряд на исходе субботы, который символизирует разделение праздника и будней.

Хала   традиционный хлеб, который принято готовить на субботу и праздники. Форма его бывает разной, но у евреев Восточной Европы особенно популярна форма плетенки из дрожжевого теста.

Халица   (иврит - «разувание») - символический обряд, который освобождает бездетную вдову и брата ее умершего мужа от обязательного брака, что было предписано Библией (Втор. 25:5–10). Вдова в присутствии раввина срывала башмак с деверя и плевала в его сторону.

Хамец   любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения. Тора запрещает употреблять в пищу хамец в течение всех дней праздника Песах, а также запрещает в это время держать хамец в своем жилище (Исх. 12:15–20).

Ханука   (иврит - «обновление») - праздник, установленный в память о возобновлении службы в Иерусалимском Храме в 164 г. до н.э. во время восстания Маккавеев. Главным обрядом праздника является зажигание огня в течение 8 дней.

Ханукия   обрядовый восьмисвечник для празднования Хануки. Обычно ханукальные светильники имеют 9-ую свечу, которая называется шамаш (иврит - «служка») и от которой зажигаются остальные свечи.

Хасидизм   (от «хасид» – благочестивый (иврит) - направление в иудаизме, зародившееся в конце XVIII столетия в Подолии и на Волыни в среде небольших групп ученых-каббалистов. К середине XIX века стал одним из ведущих и массовых религиозных направлений восточно-европейского еврейства. Идеология хасидизма включает значительные элементы каббалы и придает огромное значение непосредственности религиозного чувства (праведники), которые, по убеждению их последователей, в силу их особых качеств могут выступать посредниками между Всевышним и остальными евреями.

Хевра Кадиша   (арам. - «святое братство») – еврейская благотворительная общественная организация, в обязанности которой входит обслуживание кладбищ и погребение покойных. Членство в братстве считалось почетной обязанностью религиозных евреев.

Хедер   (иврит - «комната») - начальная ступень в системе традиционного еврейского образования, где мальчики с трех до тринадцати лет учились разбирать буквы, затем читать текст Пятикнижия, а на последних годах обучения постигали азы Талмуда. Ни светские предметы, ни языки здесь не преподавались. В хедере обучались мальчики из семей, имевших возможность оплатить работу учителя – меламеда. Это было главным отличием хедера от Талмуд-торы, которая выполняла ту же функцию, но существовала на средства общины, и в ней занимались мальчики из необеспеченных семей. Своего рода выпускным экзаменом, на котором проверялись знания, полученные в хедере, становился обряд бар-мицвы, во время которого мальчик должен был продемонстрировать общине свои навыки в чтении Торы, после чего становился полноправным членом общины. По окончании хедера можно было продолжить образование в иешиве.

Ховевей-Цион   «любящие Сион» - международное общественное движение, ставившее своей целью возвращение евреев в Палестину (Эрец-Исраэль) для создания там сельскохозяйственных поселений. Наибольшую популярность это движение приобрело в России и Румынии, где евреи подвергались дискриминации. В Российской империи идеологами Ховевей Цион были Перец Смоленскин, Абрам-Бер Готлобер, Моше-Лейб Лилиенблюм, Ахад-Гаам и другие. В 1890 году участники различных кружков Ховевей-Цион создали в Одессе «Общество вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине» (так называемый «Одесский комитет»), которое стало единственной в России легальной организацией палестинофилов. Поддержку поселенческой деятельности Ховевей Цион оказывали Моше Монтефиоре и барон Эдмон Ротшильд. Благодаря их помощи, российские палестинофилы основали в Палестине поселения Реховот и Хадера.

Хупа   свадебный балдахин на четырех шестах, навес, под которым происходит обряд бракосочетания. Символизирует дом жениха, куда приводят будущую жену.

Цадик   (иврит - «праведник») - в представлении хасидов человек, на которого божественная благодать снизошла в большей степени, чем на остальных евреев, и, благодаря этому, он может творить чудеса и являться посредником между простым евреем и Богом. Уважительное обращение к цадику – «ребе». Последователи цадика составляли его «двор». Место цадика передавалось по наследству по мужской линии, но часто связь шла и не по наследственной, а по духовной линии, когда титул принимал ближайший ученик, обладавший наибольшим авторитетом. Нередко это приводило к расколам и к появлению новых династий цадиков. К концу XIX века в Восточной Европе насчитывались десятки хасидских дворов.

Цицит   (иврит - «нить, бахрома») - кисти из нитей, сплетенные в узелки, символизирующие 613 заповедей иудаизма. Прикрепляются к углам талеса или любой другой четырехугольной одежды.

Чайков Иосиф   (1888 – 1986) - график и скульптор. Учился в Школе декоративных искусств (1910–12 гг.) и в Школе изящных искусств (1912–13 гг.) в Париже. Был одним из основателей первой еврейской художественной группы «Махмадим» (Париж, 1911-1912 гг.). Принимал участие в Кружке еврейской эстетики и Кружке еврейских художников и литераторов в Москве (1917-1918 гг.), был одним из членов Художественной секции Культур-Лиги в Киеве. Выступал как теоретик современного еврейского искусства, иллюстрировал книги на идише. С 1930-х гг. Чайков – один из ведущих советских скульпторов, укоренивших принцип социалистического реализма в скульптуре. Тем не менее, во многих его произведениях этого и более позднего периода Чайков использовал еврейские мотивы и символы. Работал практически во всех жанрах и техниках скульптуры от монументальной скульптуры до мелкой пластики.

Черта оседлости   часть территории Российской империи, за пределами которой евреи не имели права приписываться к сословиям, а значит, и проживать длительное время. «Черта оседлости» формировалась постепенно в период между первым (1772 г.) и вторым (1793 г.) разделами Польши. В черту оседлости вошли территории Бессарабской, Виленской, Витебской, Волынской, Гродненской, Екатеринославской, Киевской (за исключением г.Киева), Ковенской, Минской, Могилёвской, Подольской, Полтавской, Таврической (за исключением гг. Ялты и Севастополя), Херсонской (за исключением г. Николаева) и Черниговской губерний. Для выезда за пределы «черты оседлости» необходимо было получить особый «губернский» паспорт, в котором указывался срок поездки. С середины XIX века категории евреев, которым позволялось селиться за пределами «черты», постепенно расширялись. Фактически «черта оседлости» была упразднена в период Первой мировой войны, когда был издан запрет о проживании евреев в прифронтовой полосе и разрешение им перемещаться во внутренние губернии. Окончательно отмена «черты оседлости» вместе с уравнением евреев во всех правах произошла только после февральской революции 1917 году.

Шавуот   праздник жатвы и праздник дарования Моисею Торы на горе Синай. Отмечается на 50-ый день после Пасхи, отсюда пошло русское название этого праздника – Пятидесятница. Отмечается в мае-июне. В этот день украшают дома и синагоги зеленью. Принято есть молочную пищу.

Шагал Марк   (1887 – 1985) — живописец, график, сценограф и поэт; один из крупнейших художников XX века. Одним из важнейших элементов, определяющих характер творчества Шагала, является его еврейское самоощущение. Некоторые художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала; «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) — принцип, которому он остался верен до конца жизни.

Шамаш   (иврит - «служка») - служитель, ответственный за административную и хозяйственную деятельность синагоги. В общинах Восточной Европы в его обязанности, в частности, входило стучать в ставни прихожан, созывая их на утреннюю молитву.

Шивити   декоративный элемент дома или синагоги. Как и мизрах, размещается на восточной стене, что условно обозначает направление на Иерусалимский Храм. Табличка с цитатой из Псалмов: «Поставил Господа я пред собою всегда» (Пс. 16:8). Иногда этот псалом выписывают в форме меноры – храмового светильника.

Шолом-Алейхем   (псевдоним Шолема Нохумивеча Рабиновича; 1859 – 1916) – писатель, драматург и публицист, один из классиков современной литературы на идише. Автор знаменитых произведений: «Тевье-молочник», «Мальчик Мотл», «Кровавая шутка» и др. Шолом –Алейхем способствовал популяризации литературы и культуры на идише, помогал молодым авторам, был одним из самых известных еврейских писателей в советское время.

Шофар   бараний рог, в который принято трубить в Новый год и на исходе Йом Киппура. Его звуки символизируют раскаяние и искупление грехов, а также, по народному поверью, отгоняют нечистую силу.

Штраймл   мужской головной убор с меховой отделкой. Неотъемлемый атрибут хасидского костюма. В различных направлениях хасидизма приняты разные типы штраймлов.

Этрог   (цитрон) - фрукт семейства цитрусовых, по виду напоминающий лимон. Используется в ритуалах праздника Суккот. Ввиду особой ценности и дороговизны этрог помещают в специальные сосуды для хранения.

Эц Хаим   (иврит - «древо жизни») - парные стержни, на которые наматывается Свиток Торы.

Юдовин Соломон   (1892-1954) — график, фотограф. Постоянный участник этнографических экспедиций С. Ан-ского 1912-1914 гг. В 1920-ых годах Юдовин был хранителем коллекций Еврейского музея в Ленинграде. В 1920 г. издал в Витебске папку линогравюр «Еврейский народный орнамент», мотивы которого использовал в собственном творчестве на протяжении всей жизни.

Яд   (иврит - «рука») - указка в виде руки, с помощью которой человек, вызванный к чтению Торы в синагоге, следит за текстом, не касаясь священного Свитка руками.